Восточные единоборства (гимнастики) – как духовные и физические практики, как искусство боя или же самозащиты – всегда вызывали значительный интерес у многих желающих, стремящихся к самоусовершенствованию. Ярким их примером служит ушу (в прямом переводе: «у» – боевое и «шу» – искусство).
Ушу зародилось в Восточной Азии много столетий назад. Его прародиной считается Китай. Именно здесь ушу развивалось не просто как владение боевыми техниками или как гимнастика, комплекс упражнений, практик самосовершенствования, а скорее как мироощущение, овладение культурными и нравственными ценностями восточной страны.
Ушу: спорт или борьба?
Как целостная система ушу включает в себя:
- тренировка тела (комплекс гимнастических методов и практика боя);
- психофизическая подготовка (единство духа и физической формы);
- медитация (техника сосредоточения и очистки сознания);
- цигун (техники саморегуляции – дыхательные, двигательные, ментальные и пр.);
- освоение священных трактатов;
- овладение основ традиции китайской медицины;
- подготовка в направлении обществознания (общеобразовательная система).
Подобное разнообразие содержания восточного искусства ушу рождает и множественность его видов. Прежде всего, традиционное ушу – оно передается по наследству как техника определенной школы, включая прикладные подходы и устои ее последователей.
На видео ушу- что это такое:
Боевое ушу (борьба) – часть искусства, включающая физическую подготовку (растяжка, акробатические техники, комплексы упражнений – таолу, овладение оружием разного вида, парная работа с условным и реальным противником – юнфа). В обязательную программу здесь также вводятся техники регуляции (физической и духовной): восстановление после значительных нагрузок; овладение жизненной энергией ци (цигун) и медитацией через дыхательные, динамические и статические упражнения; укрепление здоровья и физических возможностей и т.п.
Спортивное китайское ушу представляет собой осовремененный и регламентированный вид боевого искусства. Здесь все направлено на зрелищность: эффектная акробатика и сложные комплексы упражнений разного уровня – как для новичков, так и для мастеров-профессионалов.
Оздоровительное ушу имеет целью согласовать внутреннюю энергию организма, сбалансировать единство духа и тела, например, с помощью техники тайцзицюань – медленных и плавных комплексов упражнений, позволяющих достичь гармонии и баланса.
Стили ушу принято подразделять на внешние и внутренние. С технической точки зрения:
- внешний стиль предполагает вытянутые и длинные движения, технику прыжков и особых перемещений тела из стороны в сторону, перескоки;
- внутренний стиль включает плавность движений, короткие удары и незаметные перемещения, удары ног не выше линии мышц пресса.
Выработалась традиция, где к внутренним больше относят стили:
- тайцзицюань (стиль предполагает слияние движений духа и тела – плавные и по дуге);
- синъицюань (основан на сконцентрированном взаимодействии разума и воли, точность и аккуратность движений, четкость и прочность шагов), багуачжан (круговые и безостановочные движения, прочность стоек, но легкость шагов, высочайшая скорость).
Оздоровительная польза
Комплексные тренировки позволяют задействовать большинство групп мышц организма человека, которые не задействуются ни в процессе обыденной жизни, ни в других спортивных видах. Подобная нагрузка влияет на гармонию физического и духовного развития человека, способствует превращению энергии продуктов питания в силу и выносливость мышц. Понятно, что это лучший способ сбалансировать собственный вес, избавиться от клеток жира и прочего, лишнего для организма.
Особенности искусства ушу выдвигают неординарные требования к одежде и обуви для занятий этим видом восточных единоборств. Форма для тренировок ушу должна соответствовать понятиям удобства, комфорта и гармонии. Материал тканей – натуральный (хлопок, шелк), швы – аккуратные и без торчащих волокон – не должны доставлять беспокойства и мешать движениям. Цветовая гамма формы должна соответствовать конкретному стилю и его философии – традиционно оттенки насыщенные и яркие, побуждающие к активным действиям. Обычно форма – это кимоно или одежда схожего кроя и конструктивного подхода.
Подбор обуви также проводится с учетом философской концепции ушу: основные принципы – удобство, мягкость, гармония, она не должна отвлекать внимание, а скорее подкреплять единство физических и духовных ощущений. Для занятий в помещении – чешки и тапочки с мягкой подошвой; для тренировок снаружи подойдут кеды и им подобная специализированная обувь.
Виды оружия ушу весьма различны: по некоторым источникам их существует около 400. Наиболее известными считаются следующие виды оружия:
- гибкое (всевозможные цепи – на 9 звеньев, веревки с шарами и пр.);
- парное (парные мечи, крюки, сабли);
- длинное (палка, копье, изогнутый меч);
- короткое (укороченные мечи и сабли, ножи).
Центральным звеном ушу по праву считают комплексы формальных упражнений, их изучение. Как известно, они называются «таолу» («тао»).
Каждый стиль имеет собственный набор таолу – их может быть несколько или один единственный для определенного стиля.
Они основаны на особой геометрии движений, которые должны отображать внутренние принципы философии ушу. Здесь также важна не только техника и точность выполнения упражнений комплекса, но и работа с энергией ци, налаживание ее правильной циркуляции. Комплексы формировались веками и воплотили в себе идеальное равновесие внешнего-физического (умение выполнять набор движений) и внутреннего-духовного (налаживание циркуляции ци).
В целом, ушу подпадает под множество понятий: искусство и философия, гимнастика и умение защищаться (вести бой), путь к здоровью и самосовершенствование, многое другое. В занятиях ушу себя сможет найти каждый, даже пожилые люди, а так же люди использующие спорт для похудения.
Тяжелый вид спорта так сказать. нужны выдержка и внимание.
Некоторые боевые искусства находятся под влиянием правительств с тем, чтобы сделать их более похожими на спорт, с политическими целями. Главным мотивом попыток КНР превратить китайские боевые искусства в спортивное ушу, управляемое специальным комитетом, был тот факт, что тренировки по боевым искусствам считались потенциально подрывным явлением