Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Основные идеи конфуцианства

Зародившись несколько сотен веков назад, учение Конфуция до сих пор имеет огромное количество приверженцев во всем мире.

Чем привлекает конфуцианство

Почему столько людей стремиться соблюдать то, чему учил этот известный китаец?
Конфуцианство по своей сути не является религией, хотя и определенное поклонение «догматам» этого учения присутствует.

На взгляды его основоположника повлияло то неспокойное время, в котором он жил. Тогда место правителя Китая занимали «марионетки», а вся власть находилась в руках узкого круга лиц.

Поэтому не удивительно, что Конфуций так много внимания уделял крепкому и справедливому государству. Древний философ говорил, что такое государство не может существовать без соблюдения всеми его жителями древних традиций.

Каждая личность должна жить в гармонии не только с собой, но и со своим окружением. Естественно, Конфуцианство не обходит стороной самого человека. На видео — больше информации о конфуцианстве:

1

Основы

Основой этого направления являются так называемые «5 качеств благородного мужа»:

  • жэнь;
  • ли;
  • и;
  • сяо;
  • чжун.

жэнь

Как и в остальном, применительно к человеку конфуцианство говорит о том, что он должен быть гуманным (качество жэнь).

Такое качество восстает над всеми остальными и выступает как главный закон, определяющий взаимоотношения, складывающиеся в обществе. В этом случае присутствует определенная параллель с христианством, ведь

Конфуцию приписывают примерные слова «не делай того другому, что не хотел бы получить обратно».

Рассматриваемое учение очень интересно подходит к формированию личности.Из высказываний Конфуция можно сделать вывод, что в том, какой стал отдельно взятый человек, виноват только он сам.Поэтому многочисленные отговорки «так сложилось», «я не виноват, меня так учили» и другие приверженцами конфуцианства отметаются.

Ли

Второе качество переводится как ритуал или обычай.Оно означает, что все люди вне зависимости от их социального положения должны чтить свое прошлое.

К примеру, такое поведение относится к родителям: по крайней мере, их детям необходимо выражать к ним почтение. А в целом, качество «ли» подразумевает под собой деятельность, направленную на сохранение традиций, существующего строя и всего остального, что может быть с этим связано.

Как это достигается? Через ритуал. Каждое действие человека не должно быть спешным. Как говорил Фамусов «с чувством, с толком, с расстановкой». Такой подход позволит каждому человеку лучше ощутить вкус жизни.

Третье качество«И»

Определяется как справедливость, долг. Конфуцианство не привносит иных определений этих слов. Поэтому легко понять, что соблюдение этого качества должно привести к формированию справедливого и крепкого государства.Чувство долга прививается по отношению родителей, близких, да и просто людей.

Сяо

Четвертое качество отчасти уже упоминалось. Сяо, или почитание родителей, по сути, определяет отношения как в отдельно взятой семье, так и во всем государстве, затрагивая при этом и другие понятия конфуцианства.

То есть, соблюдая сяо, человек становится покорным в отношении более старших товарищей (в том числе и братьев) и стоящих выше людей по социальной лестнице. В последнем случае во избежание социальных конфликтов Конфуций призывал высшие сословия вести себя мудро со своими подданными.

Чжун

И пятое качество неотделимо от остальных.Оно переводится как преданность. Его соблюдение должно привести к гармонии в государстве, то есть, если народ будет предан своему правителю, и правитель не будет пренебрегать подданными, тогда и общество станет крепким.

Кроме этого, к ним относятся храбрость и отвага (юн), искренность (синь), послушание (шунь) и благоразумие или проявление мудрости (чжи).

Конфуций отмечал, что только соблюдение всех этих качеств поможет постичь понятие гуманности, которая является главное чертой его учения.

Действия каждого человека определяются его положением. То есть, плотник должен оставаться плотником, но никак не государственным чиновников. А правителю необходимо править людьми, а не заниматься живописью.

Последнему уделяется особое место в учении конфуцианства. Даже те 5 качеств благородного мужа преимущественно относятся к правителю. Как уже отмечалось, он должен руководствоваться добродетельностью в своих решениях.

Поступая так, тот прививает это качество и населению страны. Правитель не может быть безответственным в поступках. Что касается духовного мира, то он в конфуцианстве толком и не затрагивается. Но при этом одно из таких базовых понятий, как соблюдение традиции, предписывает следование существующему верованию.

Получается, что учение как будто отвергает религию и в то же время призывает к ее почитанию.
Да, конфуцианство выглядит некоторым образом наивным. И все же, оно удачно существует уже более двух тысяч лет в немного измененной интерпретации.

1 комментариев

  1. Маша Боркова 15.05.2015 в 20:04 Reply

    Очень интересная статья. Мне понравилась. Советую прочитать)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://freshtorrent.org - Фильмы торрентом