Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Основные идеи Буддизма

Буддизм – самая ранняя из мировых религий – возник в северо-восточной Индии. С самого начала он противопоставил себя брахманизму. Брахманы (жрецы) считались высшим сословием общества. Буддизм же строил свое учение, опираясь на светские ценности и царскую власть.

Это была религия, способная лечь в основу новой государственности на территории современной Индии. Сам Будда принадлежал к касте воинов и правителей.

Биографию Будды сегодня невозможно восстановить с научной точностью, поскольку во всех исторических документах она расцвечена множеством мифологических сюжетов и подробностей.

Вообще буддийская доктрина обозначает словом «будда» любого, кто достиг просветления. Легендарный же Сиддхартха Гаутама, считающийся основателем буддизма, является лишь одним звеном в бесконечной цепочке будд, своих предшественников и потомков.

Таким образом, центральная фигура этой мировой религии не является ни богом, ни пророком, ни спасителем.

Годы жизни Будды примерно датируются 546-324 гг до н.э. Известно также, что Просветления он достиг в возрасте 35 лет.

Единой философской системы в буддизме не существует, поскольку будучи распространенным на огромной географической и культурной территории (от Шри Ланки до Бурятии, и от Калмыкии до Японии), суть его составляет множество разнообразных направлений и традиций.

Однако, можно выделить единые для всего буддийского сообщества положения и доктринные понятия.

Основные из них связаны с Четырьмя благородными истинами.

  • Истина о страдании. Жизнь очень тесно связана со страданиями которым подвержены все без исключения формы живых существ.
  • Истина о причине страдания. Влечение и жажда жизни, которыми наполнена природа, неизбежно несут страдания. Жизнь же подвластна законам кармы. Карма – это любое действие, имеющее результат и приводящее к каким-либо последствиям. Совокупность таких действий определяет последующее рождение. В буддизме существует пять возможностей перерождения, кроме человеческого: рождение в виде божества (дэва) или полубога (асура), и менее счастливые – в виде животного, духа, или обитателя ада. Но только человек способен контролировать свою карму, а проще говоря – отвечать за свои поступки. Только человек может выйти из бесконечного круга перерождений и достигнуть нирваны. Но вероятность родиться человеком ничтожно мала.
  • Истина о прекращении страдания. Несмотря на то, что вся жизнь наполнена страданием, существует уровень, где страдания больше нет – нирвана. Когда иссякает жажда жизни, являющаяся причиной страдания, то и страдание исчезает вместе с ней. Сам Будда никогда не отвечал на вопрос о том, что такое нирвана. Поэтому в течение веков буддистами разрабатывались различные концепции нирваны, единого же мнения об этом понятии не существует. Во всех трактовках нирвана – высшая цель буддийской веры.
  • Истина о пути, ведущем к прекращению страдания (Восьмеричном пути). Весь буддийский путь разделен на восемь ступеней, из которых состоят три его основных этапа:
  1.  Этап мудрости, на котором человек должен постичь базовые понятия буддизма, и встать на путь, ведущий к освобождению от цикла перерождений (сансары).
  2. Этап нравственности, на котором человек практикует образ жизни, сопряженный с тремя положениями: правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни.
  3. Этап сосредоточения, который составляют три ступени психопрактики.

Одна из главных идей буддизма, которая отличает его от большинства других религий – это отрицание существования вечного «я».

Говоря проще, буддизм не признает бессмертия души, индивидуальной личности — поскольку именно зависимость от своего несуществующего «я» ввергает человека в пучину страстей и мирских привязанностей, которые не позволяют освободиться от череды перерождений и достичь нирваны.

Личность же является лишь обозначением совокупности многочисленных человеческих функций. Человек, смотрящий на картину – это не акт взаимодействия двух сущностей. Картина становится частью личности, частью внутреннего мира человека, посредством процесса восприятия.
Из комплекса этих воззрений происходит одно из центральных понятий буддизма – дхарма.

Это простейшая единица, на совокупности которых строится бытие и миропорядок. Дхармы ежемоментно появляются и исчезают, пребывают в вечном движении – потому любое явление в мире непостоянно. Человек и все, что его окружает, состоит из «волнения» дхарм.

Чем больше человек подвержен мирским страстям, тем больше в нем преобладают неблагоприятные дхармы. Лишь сознание того, что нет ничего неизменного, нет своего «я», может прекратить движение дхарм и открыть путь к нирване. Точного определения дхармы не существует, поскольку понятие это слишком сложное и объемное. Согласно некоторым теориям, природа дхармы непостижима.

комментария 3

  1. Ульяна 02.06.2015 в 01:17 Reply

    Только начала интересоваться о Будизме и сразу нашла эту станицу. Статья во многом мне помогла. Ответила на все мои вопросы. Спасибо за развернутый текст)

  2. Марина Дайнеко 04.06.2015 в 11:28 Reply

    Давно искала интересную информацию про буддизм )

  3. Мария Остапчук 06.06.2015 в 17:26 Reply

    Отлично все расписано.Обожаю читать такую информацию)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *